Главная
17:12
Билет №8

1.       Назначение и величина тепловых зазоров между клапанами и коромыслами. Как проверить и отрегулировать зазоры.

 

   Тепловой зазор это зазор между торцом клапана и коромыслом (ЗИЛ-130), между коромыслом и кулачком (ВАЗ-2101) или между регулировочными прокладками и кулачком (ВАЗ-2110). Если на холодном двигателе нет этого зазора, то при прогреве двигателя стержень клапана удлинится. Удлинится вверх, клапан не может, в этом случае он упирается в коромысло, и клапан удлиняется вниз. Тарелка клапана идет вниз и клапан приоткрывается. Образовавшаяся кольцевая щель снижает компрессию — двигатель теряет мощность. Через эту щель прорываются раскаленные газы и сжигают тонкую кромку тарелки, что еще больше снижает мощность двигателя. В итоге, тарелка клапана сгорает — клапан прогорел. Для предотвращения этого на холодном двигателе заранее устанавливают зазор между клапаном и коромыслом, на более современных двигателях между регулировочными прокладками и кулачком. При прогреве двигателя клапан удлинится и выберет этот — тепловой зазор. Поэтому холодный двигатель издает характерный шум — стучат клапана. После прогрева двигателя шум пропадает.
В связи с этим прогревать двигатель надо при небольших оборотах, чтобы сила удара коромысла по клапану была как можно меньше.

 

ПРИНЦИП РАБОТЫ

 

При такте "ВПУСК" кулачек впускного клапана, своим выступом, набегает на коромысло оно поворачивается давит на впускной клапан и он идет вниз, сжимая пружину, и соединяет цилиндр с впускным коллектором.
Когда закончится такт "ВПУСК" выступ кулачка сойдет с коромысла пружины поднимут клапан и он закроет цилиндр, отсоеденит его от впускного коллектора.
При такте "ВЫПУСК" кулачек выпускного клапана, своим выступом, набегает на коромысло оно поворачивается давит на выпускной клапан и он идет вниз, сжимая пружину, и соединяет цилиндр с выпускным коллектором.
Когда закончится такт "ВЫПУСК" выступ кулачка сойдет с коромысла пружины поднимут клапан и он закроет цилиндр, отсоединит его от выпускного коллектора

 

РЕГУЛИРОВКИ

 

Тепловой зазор


Зазор между клапаном и коромыслом — задается регулировочным винтом. Теплой зазор проверяется на холодном двигателе.
Если он меньше нормы то на прогретом двигателе клапан удлинится и верхней частью стержня упрется в коромысло и дальнейшее удлинение клапана будет вниз. В этом случае тарелка клапана уходит вниз и клапан приоткроется. Компрессия уменьшится. Прорывающиеся раскаленные газы вызовут обгорание краев тарелки клапана — клапан сгорел.

 


 

ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВКИ

 

1.       Подвести поршень соответствующего цилиндра к ВМТ в конце такта "Сжатие".

2.       Вставить щуп между торцом клапана и коромысла.

3.       Ослабить контргайку регулировочного винта.

4.       Поворачивая регулировочный винт добиться, чтобы щуп ходил с усилием без заеданий.

5.       Контргайкой зафиксировать регулировочный винт.

6.       Часто бывает, что после затяжки гайки зазор увеличивается — щуп ходит свободно. Происходит это потому что гайка вытягивает винт вверх. Поэтому заранее заворачиваем регулировочный винт на 3°-5° больше нормы.

 

 

 

 

2.       Основные неисправности АКБ, признаки, причины и способы устранения неисправности.

 

Производственные дефекты

 



Разрушение электрода от короткого замыкания в результате повреждения 
сепаратора при сборке.


Низкие сепараторы-конверты, приводящие к короткому замыканию.



Не полностью формированная активная масса электрода.

Электрод без осыпавшейся активной массы.

 

 

    

Производственные дефекты батарей, их признаки и возможные причины возникновения

 

Дефект

Признаки

Возможная причина

Разрыв электрической цепи внутри АКБ

Напряжение на выводах батареи есть, но стартер не вращается

Разрушение мостиков* между банками. Плохая сварка полюсных клемм и т. п.

Короткое замыкание между положительными и отрицательными электродами (пластинами)

В дефектной банке плотность ниже, чем в остальных. При заряде зарядным устройством дефектная банка не «кипит». При работе стартера в банке происходит интенсивное газовыделение

Повреждение сепаратора или неправильное его размещение в процессе сборки (фото 5). Низкое качество материала сепаратора или отклонение его размеров от допустимых (фото 6). Перекос электродов

Недоформованная активная масса электродов (фото 7)

Полностью заряженная батарея не может обеспечить более двух – трех пусков двигателя, а при заряде и разряде интенсивно «кипит»

Нарушена операция формования – процесс заряда электродов

Отрыв электродов (пластин) от соединительных мостиков

При работе стартера электролит в такой банке «кипит». При бездействии батареи плотность электролита не снижается

 

Если гарантийный срок не истек и есть подозрение, что неисправность батареи появилась по вине производителя, необходимо обратиться в специализированную мастерскую. При этом надо иметь кассовый или товарный чек, а также гарантийный талон с датой продажи и наименованием организации-продавца. К тому же обязательно, чтобы в нем были указаны характеристики батареи на момент продажи — плотность электролита, напряжение на выводах без нагрузки и т. д. Это поможет проведению экспертизы. 

В мастерской должны установить причину неработоспособности АКБ или снижения ее характеристик. Результаты исследования батареи заносят в гарантийный талон, и если дефект производственный — АКБ подлежит замене на новую.

 

Эксплуатационные дефекты 

 

Возникают в результате небрежной эксплуатации батареи на автомобиле. Основные нарушения — не осуществляется контроль за уровнем электролита и состоянием электрооборудования. Дефекты, приведенные в табл. 4, делают батарею практически непригодной к дальнейшему применению. Исключение составляет только оплывание активной массы электродов, да и то лишь в начальной стадии. Поскольку значительное образование шлама (оплывшей активной массы) приводит к оголению решеток пластин и потере работоспособности АКБ при включении стартера. 





Фото 9. 
Разрушение корпуса из-за замерзания электролита сильно разряженной батареи.

Фото 10. 
Разрушение корпуса из-за взрыва смеси кислорода и водорода при уровне электролита ниже электродов.



Фото 11. 
Коррозия (полная) решетки положительного электрода.

Фото 12. 
Разрушение и спекание сепараторов-конвертов из-за длительной эксплуатации с низким уровнем электролита.

 

 

Таблица 4.  Эксплуатационные дефекты АКБ, их признаки и возможные причины возникновения.

 

Дефект

Признаки

Возможная причина

Сильное окисление полюсных клемм

Напряжение на выводах батареи есть, а стартер не крутится. Клеммы греются

Не проводилась очистка полюсных клемм

Оплывание активной массы – оголение решеток электродов (фото 8)

Темный цвет электролита. Быстрое снижение напряжения батареи при работе стартера

Длительная эксплуатация батареи с низкими степенью заряженности и уровнем электролита. Вибрация незакрепленной батареи

Замерзание электролита при отрицательных температурах

Вздутие стенок корпуса или его разрушение (фото 9).

Очень низкие степень заряженности (табл. 7) и плотность электролита из-за глубокого разряда АКБ

Взрыв смеси кислорода и водорода (гремучего газа)

Трещины на крышке и стенках или полное разрушение корпуса (фото 10)

Уровень электролита ниже верхних кромок электродов приводит к накоплению гремучего газа, который взрывается при малейшем искрении

Коррозия (полная) решеток положительных электродов (фото 11)

Батарея плохо заряжается*. Быстрое снижение напряжения батареи при работе стартера

Постоянный перезаряд из-за большого напряжения (более 14,6 В). Интенсивная эксплуатация автомобиля (более 60 тыс км. в год)

Короткое замыкание между электродами

В дефектной банке плотность ниже, чем в остальных. При заряде дефектная банка не выделяет газ и не «кипит». При работе стартера в банке происходит интенсивное газовыделение

Большое количество оплывшей активной массы**. Разрушение сепараторов из-за низкого уровня электролита (фото 12).

 

Причины эксплуатационных дефектов: 
Низкая степень заряженности (менее 75 %) может являться результатом: 

• слабого натяжения ремня привода генератора; 
• неисправности генератора и регулятора напряжения. При работающем двигателе на выводах батареи напряжение составляет менее 13,6 В; 
• неисправности стартера, приводящие к увеличению силы тока, которую он потребляет, или повторению попыток пуска двигателя; 
• окисление клемм соединений силовых проводов, что ухудшает работу стартера или заряд батареи; 
• постоянное использование при стоянии в пробке мощных потребителей электроэнергии (например, обогревателя заднего стекла). Генератор не всегда может обеспечить их работу на холостых оборотах двигателя, поэтому АКБ разряжается; 
• регулярные многократные прокручивания коленвала двигателя (неудачные попытки пуска) при последующем кратковременном движении. Генератор не успевает достаточно зарядить батарею. 

Уровень электролита будет ниже нормы, если: • своевременно не проводить контроль его уровня. В жаркую погоду желательно производить проверку чаще, поскольку высокая температура способствует быстрому испарению воды; 
• на выводы батареи подается напряжение более 14,6 В из-за неисправности регулятора напряжения. 
При интенсивной эксплуатации автомобиля в режиме «такси» (более 60 тыс. км в год) необходимо как можно чаще (через 3–4 тыс. км пробега) проверять уровень электролита. Также желательно, чтобы напряжение на клеммах АКБ находилось в пределах 13,8 –13,9 В. 

 

3.    Назначение, устройство, работа и регулировка сцепления

 

Сцепление автомобиля служит для кратковременного разъединения коленчатого вала двигателя от коробки передач и их плавного соединения, которые необходимы при переключении передач и трогании автомобиля с места.

На легковых и грузовых автомобилях наиболее распространено однодисковое сцепление фрикционного типа. Сцепление состоит из механизма и привода выключения. Механизм сцепления собран на маховике двигателя, а привод — на невращающихся деталях, установленных на раме или кузове автомобиля.

 


Схема фрикционного сцепления:
1 - маховик двигателя, 2 - ведомый диск, 3 - нажимный диск, 4 - пружины, 5 - вилка, 6 - тяга,
7 - педаль, 8 - ведущий вал, 9 - возвратная пружина, 10 - муфта, 11 - отжимные рычаги, 12 - кожух

 

Основными деталями механизма сцепления являются ведомый диск, установленный на шлицы ведущего вала коробки передач, нажимный диск с пружинами, размещенными на кожухе, который жестко прикреплен к маховику. На кожухе сцепления установлены на шаровых опорах отжимные рычаги, соединенные шарнирно с нажимным диском.

Привод выключения сцепления состоит из муфты с выжимным подшипником и возвратной пружиной, вилки, тяги и педали.

При отпущенной педали сцепления ведомый диск зажат пружинами между маховиком и нажимным диском. Такое состояние сцепления называется включенным, так как при работе двигателя крутящий момент от маховика и нажимного диска передается за счет сил трения на ведомый диск и дальше на ведущий вал коробки передач. Если нажать на педаль сцепления, тяга перемещается и поворачивает вилку относительно места ее крепления. Свободный конец вилки давит на муфту, в результате чего она перемещается к маховику и нажимает на рычаги, которые отодвигают нажимный диск. При этом ведомый диск освобождается от сжимающего усилия, отходит от маховика и сцепление выключается.

 

4.    Роль водителя в повышении производительности труда и снижения себестоимости автомобильных перевозок.

 

Снижение себестоимости перевозок представляет собой важней­шую народнохозяйственную задачу. Для решения этой задачи прежде всего необходимо повышение производительности труда, рост ко­торой должен опережать рост заработной платы.
Большое значение для снижения себестоимости перевозок имеет также уменьшение затрат на содержание подвижного состава, что может быть достигнуто экономией топлива, шин, повышением ка­чества и снижением трудоемкости технического обслуживания и ре­монта, увеличением пробегов и сроков службы автомобилей. Важ­ная роль в этом принадлежит шоферам.

 

5.    В чем опасность отравления отработанными газами. Меры предупреждения и оказания помощи при отравлении.

Отравление выхлопными газами может обернуться смертью даже в том случае, если в вашем автомобиле имеется каталитический нейтрализатор. В отработавших газах присутствует угарный газ (оксид углерода, который не имеет запаха и цвета). Мы советуем вам не включать без особой надобности двигатель в гараже, где нет системы принудительной вентиляции.

Если же это очень необходимо, то следует пускать двигатель лишь на короткое время, а при этом использовать шланг, надетый на выпускную трубу и выходящий на улицу. Все соединения в этой системе должны быть максимально надежными.

То же самое касается и системы выпуска газов внутри автомобиля – все должно быть предельно герметично. В противном случае угарный газ может попасть в салон автомобиля.

 

6.    Проверить напряжение и степень заряженности АКБ нагрузочной вилкой.

 

Ответить самостоятельно

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz