1.
Устройство
и работа ГРМ. Соотношение скорости вращения коленчатого и газораспред. Вала
Газораспределительный
механизм предназначен для своевременного впуска в цилиндры двигателя горючей
смеси и выпуска отработавших газов.
Газораспределительный
механизм состоит из:
- распределительного вала,
- ремень
газораспределительного механизма (ремень ГРМ) или цепь,
- рычагов,
- впускных и выпускных клапанов с пружинами,
- впускных и выпускных каналов.
Распределительный вал располагается в верхней
части головки блока цилиндров. Составной частью вала являются его кулачки,
количество которых соответствует количеству впускных и выпускных клапанов
двигателя. Иными словами, над каждым клапаном расположен свой персональный
кулачок. Именно эти кулачки, при вращении распределительного вала, обеспечивают
своевременное, согласованное с движением поршней в цилиндрах, открытие и
закрытие клапанов.
Схема
ременного привода распределительного вала
Распределительный вал приводится во вращение от
коленчатого вала двигателя с помощью цепной передачи или зубчатого ремня.
Натяжение цепи привода регулируется специальным натяжителем, а ремня - натяжным
роликом
а) на примере двигателя автомобиля ВАЗ 2106
|
б) на примере двигателя автомобиля ВАЗ 2108
|
1 - звездочка привода
распределительного вала;
2 - цепь; 3 - успокоитель цепи; 4
- звездочка привода маслянного насоса; 5 - звездочка коленчатого вала;
6 - башмак натяжителя цепи; 7 -
натяжитель цепи
|
1 - зубчатый шкив распределительного вала; 2 - зубчатый
ремень; 3 - зубчатый шкив коленчатого вала; 4 - зубчатый шкив водяного
насоса; 5 - натяжной ролик
|
Схема привода распределительного вала
|
А сейчас, давайте
опять вернемся к упрощенной схеме двигателя и разберемся с работой
газораспределительного механизма.
Схема взаимодействия деталей
газораспределительного механизма
а) кулачок «набежал» б) кулачок «сбежал»
|
При вращении распределительного вала, кулачок
набегает на рычаг, который, в свою очередь, нажимает на стержень
соответствующего клапана (впускного или выпускного) и открывает его (рис.12а).
Продолжая вращаться, кулачок сбегает с рычага, и под воздействием сильной
пружины клапан закрывается (рис. 12б).
Ну, а дальше вы знаете – поршень, через открытый
впускной или выпускной клапан, соответственно засасывает горючую смесь или
выталкивает отработавшие газы. Когда же оба клапана в одном цилиндре закрыты –
происходит такт сжатия или рабочий ход поршня.
Соотношение скорости вращения коленчатого и газораспред.
Вала (2/1)
2.
Назначение,
устройство и работа генератора переменного тока
Автомобильный генератор — устройство,
обеспечивающее преобразование механической энергии вращения коленчатого вала двигателя автомобиля в электрическую.
Автомобильный генератор используется для зарядки аккумуляторной батареи автомобиля, а также для питания штатных электропотребителей таких как бортовой компьютер, габаритные огни и другие. К
автомобильным генераторам предъявляют высокие требования по надежности, так как
генератор обеспечивает бесперебойную работу большинства компонентов
современного автомобиля.
Устройство
В первых автомобилях применяли
коллекторные генераторы постоянного тока. Щёточноколлекторный узел был
малонадёжным. Но с появлением мощных выпрямительных диодов от
этой схемы ушли к более надежному варианту.
В современных автомобилях
применяются вентильные синхронные трехфазные электрические машины переменного тока, а в выпрямителе применяют трёхфазный выпрямитель трёхфазного тока по схеме Ларионова.
Из-за переменной частоты вращения
двигателя автомобиля и переключений электропотребителей в бортовой сети,
становится необходимым поддержание уровня напряжения. Для этих целей
используется регулятор напряжения, управляющий током в обмотке возбуждения генератора.
На современных автомобилях применяют
в основном трехфазные синхронные генераторы переменного тока с электромагнитным
возбуждением и контактными кольцами.
Основными частями генератора являются:
статор - пакет, набранный из стальных листов, имеющий форму
трубы. В его пазах расположена трехфазная обмотка, в которой вырабатывается
мощность генератора;
ротор - стальной вал с расположенными на нем двумя стальными
втулками кпювообразной формы. Между ними находится обмотка возбуждения, выводы
которой соединены с контактными кольцами. Генераторы оборудованы
преимущественно цилиндрическими медными контактными кольцами;
крышки - передняя (со стороны шкива) и задняя (со стороны
контактных колец), предназначены для крепления статора, установки генератора на
двигателе и размещения подшипников (опор) ротора. На задней крышке размещаются
выпрямитель, щеточный узел, регулятор напряжения (если он встроенный) и внешние
выводы для подключения к системе электрооборудования;
щеточный узел - съемная пластмассовая конструкция. В ней установлены
подпружиненные щетки, контактирующие с кольцами ротора. В отечественных
генераторах применяются медно-графитные щетки типа М1 размером 5х8х18 мм
(генераторы Г222, 37.3701) или 6х6,5х13 мм (генераторы 16.3701, 58.3701);
подшипники - как правило, радиальные шариковые со встроенными
уплотнениями и заводской закладкой смазки на заданный срок службы генератора;
выпрямитель - объединяет шесть мощных диодов, запрессованных по
три в положительный и отрицательный теплоотводы. В схемах с самовозбуждением на
положительном теплоотводе установлены три дополнительных маломощных (на 2 А)
диода в пластмассовом цилиндрическом корпусе;
вентилятор - обеспечивает охлаждение узлов генератора.
Располагается на приводном шкиве генератора или отдельно от него. В современных
компактных конструкциях генераторов внутри находятся два вентилятора (у
передней и задней крышек), обеспечивающих низкий уровень шума, более
эффективное охлаждение и высокий к.п.д.
Работа:
Для
того, чтобы генератор начал вырабатывать электрическую энергию, необходимо
подать напряжение на обмотку возбуждения через щетки и контактные кольца. Это
происходит при повороте ключа замка зажигания в положение «ON». Ток в обмотке
возбуждения регулируется регулятором напряжения (в некоторых автомобилях -
отдельный узел, установленный в моторном отсеке, во многих современных
устанавливается непосредственно на генераторе). Якорь генератора приводится в
движение через шкив от клинового ремня. Создаваемое якорем электромагнитное
поле индуцирует переменный электрический ток в обмотке статора.
Снимаемое со статора напряжение выпрямляется выпрямительным блоком и становится постоянным. Далее выпрямленное напряжение поступает в бортовую
электросеть автомобиля.
Напряжение
бортовой сети при работающем генераторе и исправном регуляторе напряжения
поддерживается на уровне 13,5-14,5 В. Это выше уровня
напряжения аккумулятора, что вызывает небольшой выравнивающий ток осуществляющий заряд
батареи.
3.
Как проверить
исправность рулевого механизма и привода рулевого управления автомобиля.
Задача диагностики -
определить места, в которых имеются люфты. Для начала вы должны провести
внешний осмотр деталей и узлов системы рулевого управления на эстакаде или
смотровой канаве в следующем порядке:
- Прежде
всего, проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Осевое перемещение наконечника относительно пальца
должно быть 1...1,5 мм. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, наощупь
проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. При
обнаружении люфта и постукиваний наконечник тяги вместе с шарниром
подлежит замене.
- Проверьте
затяжку хомутов регулировочных муфт на боковых тягах. Хомуты должны быть крепко стянуты болтом с гайкой.
- Проверьте
отсутствие люфта маятникового рычага.
Возьмитесь за сошку и покачайте её вверх-вниз. При обнаружении люфта
устраните его подтяжкой гайки или заменой втулок.
- Проверьте
состояние резиновых защитных чехлов шаровых шарниров рулевых тяг. Если защитные колпачки в хорошем состоянии и
обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически
неограничен. При наличии на нём трещин и разрывов в шаровой шарнир
попадает грязь, песок, влага и т. д. Происходит преждевременный износ его
деталей. Такой чехол необходимо заменить. Так же он подлежит замене, если
смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами.
- Проверьте
отсутствие подтекания масла.
Если есть следы утечки, подтяните верхнюю крышку картера рулевого
механизма и/или замените сальники валов червяка и сошки.
- Проверьте
крепление рулевой колонки.
Попробуйте подергать рулевое колесо на себя. Оно не должно перемещаться в
осевом направлении. Если же такое перемещение есть - проверьте, затянуты
ли гайки на соединительной муфте рулевого вала, не раскрутился ли стяжной
болт клеммного соединения рулевого вала с рулевым механизмом, не болтается
ли подшипник рулевого вала. Затем проверьте крепление рулевого механизма к
кузову автомобиля. При необходимости затяните болты требуемым усилием.
- Проверьте
величину свободного хода рулевого колеса,
это наиболее часто встречающийся дефект - увеличенный свободный ход,
"люфт" рулевого колеса. Он не должен превышать 5 градусов.
Вызывается люфт увеличенными зазорами между деталями рулевого управления,
появляющимися в результате износа в процессе эксплуатации. Проверить его
элементарно просто, для этого не нужно никаких сверхточных угломеров, а
достаточно линейки и полоски липкой ленты. Установите автомобиль на ровной
площадке с сухим асфальтовым покрытием. Колеса должны находиться в
прямолинейном положении. На верхней части рулевого колеса налепите метку.
Сверху закрепите или неподвижно держите линейку или рулетку. Поворачивая
рулевое колесо из стороны в сторону, определите его свободный ход в
пределах зазора. Если он не превышает 18…20 мм - все в порядке, если
больше - устраните люфт, который обычно возникает в двух местах.
Во-первых, это осевое перемещение червяка в подшипниках при износе их
беговых дорожек. Этот дефект возникает при значительных пробегах.
Обнаруживается следующим образом. Нужно, чтобы кто-то покрутил рулем на
машине, стоящей на асфальтовой площадке. В это время вы должны взяться
двумя пальцами за вал червяка в месте его входа в корпус рулевого
механизма. При возникновении люфта в подшипниках вы ясно почувствуете
осевое перемещение вала червяка относительно торца корпуса. Во-вторых,
возникновение люфта в зацеплении червяк-ролик. Происходит чаще, чем
предыдущий дефект. Для обнаружения этого люфта вы должны быть твердо
уверены в правильной регулировке подшипников и отсутствии люфта в шаровых
шарнирах. Пусть ваш напарник крутит рулем, а вы, взявшись рукой за сошку,
попробуйте удержать ее. При наличии люфта в зацеплении вы ясно и четко
почувствуете толчки и стуки.
4.
В чем заключается подготовка к выезду. На какие
механизмы и приборы водитель должен обращать особое внимание при проверке
технич. состояния авто перед выездом на линию.
Ответить самостоятельно
5.
Действия водителя при оказания доврачебной
помощи пострадавшему в ДТП (вид травм)
Ответить самостоятельно
6.
В какой последовательности производится
перестановка колес на авто и какова периодичность перестановки.
Ротация колес обеспечивает
лучшую управляемость и более эффективное сцепление шин с дорогой, при
применении ротации, шины изнашиваются более равномерно.
Инструменты и материалы:
1.
Ротация колес нужно
производить в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
2.
На переднеприводных
машинах перестанавливайте крестообразно в направлении передней оси
(схема A) или по перекрестной схеме (схема B).
3.
На машинах с задним или
полным приводом, перестановка производится крестообразно в направлении задней
оси (схема C), а также по перекрестной схеме (схема B).
4.
Для шин с
направленным рисунком протектора применяйте перестановку, показанную на схеме
D.
5.
Для шин с ненаправленным
рисунком, когда на передней и задней осях имеются шины разного размера, вам необходимо
придерживаться схемы E.
|