Если
отключить двигатель от ведущих колес, то автомобиль будет продолжать
движение по инерции. Под действием сил сопротивления скорость его
будет снижаться, и рано или поздно он остановиться. Однако это
"рано или поздно" может наступить довольно нескоро,
поэтому более эффективным признано снижение скорости посредством
специально созданной силы, называемой тормозной.
Понимаю,
что преамбула звучит довольно странно, но проиллюстрировать более
наглядно тот факт, что тормоза - вещь нужная и придумали их
отнюдь не люди с отсутствием мужества или серого вещества в головной
кости (эта характеристика больше подходит тем, кто тормозамипренебрегает), вряд ли
получится. Итак, сегодня мы поговорим о тормозных системах и сделаем это
следующим образом. В первой части расскажем о техническом
устройстве, во второй постараемся ответить на самые
распространенные вопросы, а в третьей… впрочем, не будем
торопиться, должна же быть хоть какая-то интрига…
Теория
Направление тормозной силы противоположно движению автомобиля, и она тем
больше, чем сильнее тормозной механизм препятствует вращению колеса. Ее
максимальное значение зависит от сцепления колеса с дорогой
и вертикальной реакции Rz, действующей от дороги на колесо;
математически это выглядит следующим образом Pt max = YR (Y-коэффициент
сцепления с дорогой). Чем больше коэффициент сцепления, тем больше и
тормозная сила. Так, на сухой асфальтовой дороге (Y=0,8), торможение
более эффективно, чем на той же дороге во время дождя(Y=0,5). Лучшее
сцепление колеса с дорогой происходит при его качении. Когда колесо
скользит и блокируется, коэффициент уменьшается на 20-30%. Этим и
объясняется то, что при торможении рекомендуется колесо удерживать
на грани блокировки или использовать систему АБС. Для
получения максимального значения тормозной силы рекомендуют прикладывать ее
к каждому колесу.
Устройство.
Принцип работы любой тормозной системы, думаю, не нуждается в
особом повествовании. Водитель, воздействуя на педаль тормоза,
посредством собственной мускульной энергии передает усилие через
ряд устройств на колесные тормозные механизмы, которые, в
свою очередь, воздействуют на тормозные диски, прижимая к ним колодки и
тем самым останавливая их вращение и, соответственно автомобиль в целом.
В
идеале каждая машина оборудуется тремя тормозными системами: рабочей, запасной
и стояночной. Запасная, используется при отказе рабочей, а стояночная,
как следует из названия, на стоянке. Наиболее часто используется, как вы
догадались, рабочая. Она
представляет собой ряд устройств, позволяющих водителю в обычных
режимах эксплуатации снижать скорость движения вплоть до полной
остановки. В большинстве случаев в нее входят тормозные устройства(дисковые,
Барабанные или иные), главный тормозной цилиндр, вакуумный (или иной)
усилитель тормозов и регулятор тормозных сил. Плюс собственно магистрали
с тормозной жидкостью, контуры (если система
гидравлическая). Поговорим о наиболее интересных элементах с точки
зрения доработки.
Колесные
тормоза.
Классифицируют массу типов: ленточные, колодочные, но мы поговорим о
наиболее продвинутых и часто используемых - дисковых тормозах. Их конструкция
вполне оправдала себя как наиболее удовлетворительная.
Обычно тормозной механизм располагаютв
углублении обода колеса (колесной арке), что требует
дополнительных каналов в кузове и диске для отвода тепла. Скобы дискового тормозного механизма разделяются
на неподвижные и плавающие. При использовании неподвижной скобы
корпус жестко соединен с опорой. Два поршня расположены в корпусе
скобы с обеих сторон тормозного диска и прижимают к нему тормозные
колодки, тем самым создавая тормозной момент.
Скобы
плавающего диска разделяются на скользящие и так называемые Mark II. На
обеих типах один или более поршней воздействуют на внутреннюю тормозную
колодку. Подвижный корпус скобы прижимает вторую. У этой схемы есть ряд
преимуществ: меньшие габариты в пространстве между тормозным диском и
колесным углублением (аркой), посему этот тип суппортов удобен для
подвески с использованием небольших или отрицательных величин плеча
обкатки; уменьшенный нагрев тормозной жидкости в связи
с отсутствием линии ее подачи в непосредственной близости от тормозного
диска.
|