Билет № 33.
1. Устройство и работа тормозной
системы с пневматическим приводом
Тормозная система с пневматическим приводом состоит из колесных тормозных
механизмов и пневматического привода (рис. 171). Привод состоит из тормозного
крана автомобиля, воздухопроводов и соединительных шлангов, компрессора,
регулятора давления, манометра, воздушных баллонов, тормозных камер,
разобщительного крана, соединительной головки.
Колесный тормозной механизм барабанного типа автомобиля ЗИЛ-130 показан на
рис. 172. Чугунные тормозные колодки стягиваются пружиной, верхними концами они
опираются на разжимный кулак, а нижними — на эксцентриковые пальцы.
Каждая тормозная колодка имеет по две прикрепленных к ней фрикционных
накладки. Разжимный кулак изготовлен вместе с валом. На внешнем конце вала
укреплен рычаг, внутри которого размещены червячная шестерня и червяк. Рычаг
при помощи штока соединен с диафрагмой, зажатой между корпусом и крышкой
тормозной камеры.
Для создания постоянного запаса сжатого воздуха на автомобилях с
пневматическим приводом тормозов служат компрессор и воздушные баллоны. На
автомобиле ЗИЛ-130 для этой цели установлен двухцилиндровый поршневой
компрессор, который укреплен на головке цилиндров и приводится в действие
ремнем от шкива вентилятора системы охлаждения.
Компрессор (рис. 173) состоит из картера, блока цилиндров, головки, поршней
с кольцами, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных
клапанов с пружинами, коромысла, двух плунжеров, двух штоков и приводного
шкива.
Под действием разрежения, создаваемого в цилиндре компрессора, при движении
поршня вниз нагнетательный клапан закрывается, а через открывшийся впускной
клапан в цилиндр по патрубку поступает воздух, предварительно очищающийся в
воздушном фильтре карбюратора. При движении поршня вверх впускной клапан
закрывается, воздух в цилиндре сжимается и под его давлением открывается
нагнетательный клапан, через который воздух поступает в камеру головки. Для
охлаждения головки, которая нагревается во время работы компрессора, к ней по
гибким резиновым шлангам от системы охлаждения двигателя подводится охлаждающая
жидкость. Разгрузочное устройство соединено» с регулятором давления, который
автоматически поддерживает заданное давление воздуха в системе пневматического
привода тормозов.
Если давление сжатого воздуха в системе находится в пределах 0,6...0,64
МПа, то полость над клапанами разгрузочного устройства при помощи регулятора
давления соединена с воздушными баллонами, куда и нагнетается воздух.
Полость под плунжерами разгрузочного устройства сообщена с атмосферой.
При достижении давления в системе 0,73...0,77 МПа! впускной клапан
регулятора давления открывается, а; выпускной — закрывается и разобщает
пространство под плунжерами разгрузочного устройства с атмосферой. Сжатый воздух,
поступая под плунжера разгрузочного устройства, открывает клапаны, и воздух
переходит из одного цилиндра в другой — компрессор отключается. Регулятор
автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе,
впуская воздух в разгрузочное устройство компрессора или выпуская воздух из
него.
Для смазки трущихся деталей компрессора масло ог главной магистрали системы
смазки двигателя по маслопроводу, подведенному к торцу коленчатого вала
компрессора, поступает в масляный канал в коленчатом валу, к коренным и
шатунным подшипникам. Из картера компрессора масло по маслопроводу вновь
возвращается в картер двигателя.
Воздушные баллоны, устанавливаемые на автомобилях с пневматическим приводом
тормозов, изготовлены из стали и запас воздуха в них позволяет производить 8
... 10 торможений без пополнения запаса сжатого воздуха, когда компрессор по
каким-либо причинам не нагнетает воздух. Баллоны укреплены на продольных балках
рамы и имеют штуцера для присоединения воздухопровода от компрессора и воздухопровода
для подачи сжатого воздуха к тормозному крану автомобиля, а в днище баллона
вмонтирован кран для слива конденсата, образующегося при нагнетании в баллон
сжатого
воздуха.
Чтобы исключить повышение давления сжатого воздуха в системе пневматического
привода тормозов сверх допустимого, которое может быть при нарушении работы
регулятора давления, в одном из баллонов установлен предохранительный клапан,
который автоматически открывается, если давление воздуха в системе достигнет
0,9 ... 0,95 МПа.
Система пневматического привода тормозов может быть использована в случае
необходимости для накачивания шин и других работ, выполняемых с
использованием сжатого воздуха, для чего имеется кран
отбора воздуха.
На автомобиле ЗИЛ-130 установлен тормозной кран (рис. 174) с эластичной
диафрагмой из прорезиненной ткани и резиновыми коническими клапанами.
Диафрагма зажата между корпусом и крышкой крана и соединена с направляющим
стаканом. Рычаг тормозного крана установлен на оси, закрепленной в корпусе. В
корпусе помещены уравновешивающая пружина со стаканом и клапан, закрывающий
выпускное отверстие. Впускной и выпускной клапаны с возвратной пружиной,
возвратная пружина диафрагмы и включатель стоп-сигнала находятся в крышке
тормозного крана.
При расторможенных колесах автомобиля выпускной конический клапан открыт и
внутренняя полость тормозных, камер сообщена с полостью тормозного крана,
которая соединена с атмосферой; впускной конический клапан закрыт под давлением
возвратной пружины.
В момент торможения педаль тормоза опускается, соединенная с ней тяга
перемещает рычаг тормозного крана, который уравновешивающей пружиной прижимает
седло к выпускному клапану. Одновременно шток, связывающий между собой клапаны,
открывает впускной клапан, и сжатый воздух поступает в тормозные камеры —
колеса затормаживаются
При отпускании педали тормоза рычаг тормозного крана возвращается в
первоначальное положение, уравновешивающая пружина освобождается, впускной
клапан закрывается, выпускной открывается и колеса автомобиля растормаживаются.
При работе грузового автомобиля (имеющего пневматический привод тормозов) с
прицепом на нем устанавливают комбинированный тормозной кран, в котором
предусмотрено устройство для управления тормозами автомобиля и прицепа. Это
устройство позволяет тормозить прицеп (полуприцеп) несколько раньше автомобиля,
в результате чего исключается <снабег» прицепа на автомобиль в момент
торможения и "увеличения нагрузки на ходовую часть последнего.
Тормозные камеры колес служат для приведения в действие разжимных кулаков
(рис. 175). Резинотканевая диафрагма с диском, штоком и двумя пружинами
помещена между штампованным корпусом и крышкой камеры, которые скреплены
болтами. Когда педаль тормоза находится в крайнем верхнем положении, под
действием пружин диафрагма прижата к крышке корпуса и находится в нерабочем
положении.
При нажатии на педаль тормоза под давлением сжатого воздуха, поступающего в
тормозную камеру через тормозной кран, диафрагма прогибается к корпусу,
перемещает диск, находящийся на ней, и через, него передает усилие на шток, а
затем на рычаг вала разжимного кулака. Тормозные колодки прижимаются к
барабанам, и колеса затормаживаются.
При отпускании педали сжатый воздух выпускается в атмосферу через тормозной
кран, диафрагма под действием пружин возвращается в нерабочее положение, вал
разжимного кулака также возвращается в исходное положение, тормозные колодки
освобождают тормозной барабан и колеса растормаживаются.
Для обеспечения возможности регулировки колесных тормозных механизмов
усилие на вал разжимного кулака передается от рычага через червяк,
установленный в расточке вала, и связанную с ним червячную шестерню,
находящуюся на шлицованном конце вала
Контроль за давлением сжатого воздуха в пневматической системе тормозов
осуществляют манометром, установленным на щитке приборов. Контрольный манометр
имеет верхнюю и нижнюю шкалы. По верхней шкале определяют давление сжатого
воздуха в воздушных баллонах. Водитель должен следить, чтобы в баллонах всегда
был необходимый запас воздуха: если его нет, то движение начинать нельзя, а
если при движении давление резко снизилось, необходимо остановиться и устранить
неисправность. Нижняя шкала показывает давление воздуха в тормозных камерах при
торможении. Если тормоз не применяют, то стрелка стоит на нуле.
Для соединения всех приборов тормозной системы с пневматическим приводом
используют металлические трубопроводы и гибкие резинотканевые шланги.
2.Устройство и работа
центрального переключателя света фар
Объяснить самому
3. ШРБ-4 (водостойкая тугоплавкая смазка). Предназначена
для применения в шаровых пальцах перед- ней подвески и рулевых тяг на
автомобилях.
4. признаки работы двигателя на богатой смеси
Обогащение рабочей
смеси. Внешними
признаками, моментально сигнализирующими о работе двигателя на богатой смеси,
являются густой дым, выходящий из глушителя шума выпуска, и вспышки
("выстрелы”) в корпусе глушителя. В этом случае вспышек в карбюраторе не
происходит, но в цилиндрах двигателя слышны глухие стуки. При работе на богатой
смеси двигатель тоже плохо набирает обороты. Как при работе на бедной, так и
при работе на богатой смеси (не путать с обогащенной смесью) двигатель заметно
снижает мощность.
Обогащение рабочей смеси
обычно на всем диапазоне оборотов коленчатого вала двигателя могут вызвать
следующие причины:
1. Переполнение
поплавковой камеры (а следовательно, и дозирующих систем карбюратора) топливной
смесью из-за нарушения работы клапана поплавка. Это может быть следствием: а)
попадания мусора (ворсинок и т. п.) между иглой поплавка и гнездом в крышке
поплавковой камеры; б) увязания нижнего конца иглы поплавка в смолистых
отложениях, образовавшихся после многомесячного хранения мотоцикла; в) износа
иглы поплавка и гнезда в крышке поплавковой камеры; г) нарушения герметичности
поплавка.
Переполнение поплавковой
камеры карбюратора топливом определяется при внешнем осмотре карбюратора.
Топливо, вытекающее из-под крышки поплавковой камеры, а также находящееся в
углублении картера под карбюратором, сигнализирует о переполнении поплавковой
камеры. Для выяснения и устранения причины, вызвавшей переполнение, нужно снять
крышку поплавковой камеры. При загрязнении поплавковой камеры карбюратор
следует снять и промыть. Изношенные детали нужно заменить.
Нарушение герметичности
поплавка может обнаружиться в местах пайки. Оно определяется (встряхиванием) по
наличию внутри поплавка топлива. Для удаления из поплавка топлива его надо
поместить в кипящую воду и держать отверстием вверх до полного выпаривания
топлива. Затем отверстие нужно аккуратно, не увеличивая веса поплавка, запаять.
2. Повышенное
сопротивление воздухофильтра. Воздухофильтр плохо пропускает воздух, если он
забит пылью и другими частицами в результате длительной эксплуатации без
очистки или в результате езды по пыльным дорогам. Причем при езде по пыльным
дорогам и во время цветения тополя воздухофильтр может быть забит уже через
несколько часов так, что двигатель будет работь на переобогащенной смеси.
Загрязненный сетчатый
контактно-масляный воздухофильтр необходимо промыть и пропитать вязким маслом.
В дороге это можно сделать, используя топливную смесь из бака мотоцикла и
масло, залитое в коробку передач. Масла для смазки фильтра нужно не более 30-40
см3. Смазка коробки передач в этом случае не нарушится.
Бумажный микрофильтр при засорении следует вытряхнуть.
Перечисленные признаки
нарушения смесеобразования появляются при резком обеднении или обогащении
рабочей смеси. Небольшие отклонения от нормы в составе рабочей смеси
обнаруживаются при проверке состояния электродов и изолятора свечи.
5.Самому
6. Последовательность
проверки и регулировки зазора между колодками и тормозными барабанами Схема регулировки
зазора между колодками и тормозным барабаном
А – регулировочные эксцентрики передних колодок;
В – регулировочные эксцентрики задних колодок;
|
S – левое колесо;
d – правое колесо. Верхними стрелками показано направление движения
автомобиля
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
1. Нажмите на педаль тормоза с усилием 98–117 (10–12 кгс), чтобы
обеспечить плотное прилегание колодок к барабану.
|
2. Удерживая колодки в этом положении, поверните за шестигранные головки
эксцентрики А и В (см. рис. Схема регулировки зазора между колодками и
тормозным барабаном) в указанном направлении до их соприкосновения с
колодками.
|
3. Отпустите педаль и поверните регулировочные эксцентрики в обратном
направлении примерно на 10°.
|
4. Резко нажмите на педаль тормоза 3–4 раза и при отпущенной педали, вращением
вывешенных колес, проверьте отсутствие задевания колодок за барабан.
|
5. Проверьте при пробном выезде эффективность действия тормозов, величину
свободного и полного хода педали тормоза.
|
6. Необходимо проехать 5–7 км, не пользуясь тормозами, и, остановившись,
на ощупь убедиться в том, что тормозные барабаны не нагреваются. При
сильном нагреве барабанов повторите регулировку.
|
7. Если не удается установить необходимый зазор между колодками и
барабаном, замените тормозные колодки и вновь отрегулируйте зазор.
|
|
|