Главная
14:22
Билет №33

Билет № 33.

1. Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом

Тормозная система с пневматическим приводом состоит из колесных тормозных механизмов и пневматического привода (рис. 171). Привод состоит из тормозного крана автомобиля, воздухопроводов и соединительных шлангов, компрессора, регулятора давления, манометра, воздушных баллонов, тормозных камер, разобщительного крана, соединительной головки.

Колесный тормозной механизм барабанного типа автомобиля ЗИЛ-130 показан на рис. 172. Чугунные тормозные колодки стягиваются пружиной, верхними концами они опираются на разжимный кулак, а нижними — на эксцентриковые пальцы.

Каждая тормозная колодка имеет по две прикрепленных к ней фрикционных накладки. Разжимный кулак изготовлен вместе с валом. На внешнем конце вала укреплен рычаг, внутри которого размещены червячная шестерня и червяк. Рычаг при помощи штока соединен с диафрагмой, зажатой между корпусом и крышкой тормозной камеры.

Для создания постоянного запаса сжатого воздуха на автомобилях с пневматическим приводом тормозов служат компрессор и воздушные баллоны. На автомобиле ЗИЛ-130 для этой цели установлен двухцилиндровый поршневой компрессор, который укреплен на головке цилиндров и приводится в действие ремнем от шкива вентилятора системы охлаждения.

Компрессор (рис. 173) состоит из картера, блока цилиндров, головки, поршней с кольцами, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысла, двух плунжеров, двух штоков и приводного шкива.

Под действием разрежения, создаваемого в цилиндре компрессора, при движении поршня вниз нагнетательный клапан закрывается, а через открывшийся впускной клапан в цилиндр по патрубку поступает воздух, предварительно очищающийся в воздушном фильтре карбюратора. При движении поршня вверх впускной клапан закрывается, воздух в цилиндре сжимается и под его давлением открывается нагнетательный клапан, через который воздух поступает в камеру головки. Для охлаждения головки, которая нагревается во время работы компрессора, к ней по гибким резиновым шлангам от системы охлаждения двигателя подводится охлаждающая жидкость. Разгрузочное устройство соединено» с регулятором давления, который автоматически поддерживает заданное давление воздуха в системе пневматического привода тормозов.

Если давление сжатого воздуха в системе находится в пределах 0,6...0,64 МПа, то полость над клапанами разгрузочного устройства при помощи регулятора давления соединена с воздушными баллонами, куда и нагнетается воздух.

 

Полость под плунжерами разгрузочного устройства сообщена с атмосферой.

При достижении давления в системе 0,73...0,77 МПа! впускной клапан регулятора давления открывается, а; выпускной — закрывается и разобщает пространство под плунжерами разгрузочного устройства с атмосферой. Сжатый воздух, поступая под плунжера разгрузочного устройства, открывает клапаны, и воздух переходит из одного цилиндра в другой — компрессор отключается. Регулятор автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе, впуская воздух в разгрузочное устройство компрессора или выпуская воздух из него.

Для смазки трущихся деталей компрессора масло ог главной магистрали системы смазки двигателя по маслопроводу, подведенному к торцу коленчатого вала компрессора, поступает в масляный канал в коленчатом валу, к коренным и шатунным подшипникам. Из картера компрессора масло по маслопроводу вновь возвращается в картер двигателя.

Воздушные баллоны, устанавливаемые на автомобилях с пневматическим приводом тормозов, изготовлены из стали и запас воздуха в них позволяет производить 8 ... 10 торможений без пополнения запаса сжатого воздуха, когда компрессор по каким-либо причинам не нагнетает воздух. Баллоны укреплены на продольных балках рамы и имеют штуцера для присоединения воздухопровода от компрессора и воздухопровода для подачи сжатого воздуха к тормозному крану автомобиля, а в днище баллона вмонтирован кран для слива конденсата, образующегося при нагнетании в баллон сжатого

воздуха.

Чтобы исключить повышение давления сжатого воздуха в системе пневматического привода тормозов сверх допустимого, которое может быть при нарушении работы регулятора давления, в одном из баллонов установлен предохранительный клапан, который автоматически открывается, если давление воздуха в системе достигнет 0,9 ... 0,95 МПа.

Система пневматического привода тормозов может быть использована в случае необходимости для накачивания шин и других работ, выполняемых с использованием  сжатого  воздуха, для  чего  имеется кран отбора воздуха.

На автомобиле ЗИЛ-130 установлен тормозной кран (рис. 174) с эластичной диафрагмой из прорезиненной ткани и резиновыми коническими клапанами.

Диафрагма зажата между корпусом и крышкой крана и соединена с направляющим стаканом. Рычаг тормозного крана установлен на оси, закрепленной в корпусе. В корпусе помещены уравновешивающая пружина со стаканом и клапан, закрывающий выпускное отверстие. Впускной и выпускной клапаны с возвратной пружиной, возвратная пружина диафрагмы и включатель стоп-сигнала находятся в крышке тормозного крана.

При расторможенных колесах автомобиля выпускной конический клапан открыт и внутренняя полость тормозных, камер сообщена с полостью тормозного крана, которая соединена с атмосферой; впускной конический клапан закрыт под давлением возвратной пружины.

В момент торможения педаль тормоза опускается, соединенная с ней тяга перемещает рычаг тормозного крана, который уравновешивающей пружиной прижимает седло к выпускному клапану. Одновременно шток, связывающий между собой клапаны, открывает впускной клапан, и сжатый воздух поступает в тормозные камеры — колеса затормаживаются

При отпускании педали тормоза рычаг тормозного крана возвращается в первоначальное положение, уравновешивающая пружина освобождается, впускной клапан закрывается, выпускной открывается и колеса автомобиля растормаживаются.

При работе грузового автомобиля (имеющего пневматический привод тормозов) с прицепом на нем устанавливают комбинированный тормозной кран, в котором предусмотрено устройство для управления тормозами автомобиля и прицепа. Это устройство позволяет тормозить прицеп (полуприцеп) несколько раньше автомобиля, в результате чего исключается <снабег» прицепа на автомобиль в момент торможения и "увеличения нагрузки на ходовую часть последнего.

Тормозные камеры колес служат для приведения в действие разжимных кулаков (рис. 175). Резинотканевая диафрагма с диском, штоком и двумя пружинами помещена между штампованным корпусом и крышкой камеры, которые скреплены болтами. Когда педаль тормоза находится в крайнем верхнем положении, под действием пружин диафрагма прижата к крышке корпуса и находится в нерабочем положении.

При нажатии на педаль тормоза под давлением сжатого воздуха, поступающего в тормозную камеру через тормозной кран, диафрагма прогибается к корпусу, перемещает диск, находящийся на ней, и через, него передает усилие на шток, а затем на рычаг вала разжимного кулака. Тормозные колодки прижимаются к барабанам, и колеса затормаживаются.

При отпускании педали сжатый воздух выпускается в атмосферу через тормозной кран, диафрагма под действием пружин возвращается в нерабочее положение, вал разжимного кулака также возвращается в исходное положение, тормозные колодки освобождают тормозной барабан и колеса растормаживаются.

Для обеспечения возможности регулировки колесных тормозных механизмов усилие на вал разжимного кулака передается от рычага через червяк, установленный в расточке вала, и связанную с ним червячную шестерню, находящуюся на шлицованном конце вала

Контроль за давлением сжатого воздуха в пневматической системе тормозов осуществляют манометром, установленным на щитке приборов. Контрольный манометр имеет верхнюю и нижнюю шкалы. По верхней шкале определяют давление сжатого воздуха в воздушных баллонах. Водитель должен следить, чтобы в баллонах всегда был необходимый запас воздуха: если его нет, то движение начинать нельзя, а если при движении давление резко снизилось, необходимо остановиться и устранить неисправность. Нижняя шкала показывает давление воздуха в тормозных камерах при торможении. Если тормоз не применяют, то стрелка стоит на нуле.

Для соединения всех приборов тормозной системы с пневматическим приводом используют металлические трубопроводы и гибкие резинотканевые шланги.

 

2.Устройство и работа центрального переключателя света фар

Объяснить самому

3. ШРБ-4 (водостойкая тугоплавкая смазка). Предназначена для применения в шаровых пальцах перед- ней подвески и рулевых тяг на автомобилях.

4. признаки работы двигателя на богатой смеси

Обогащение рабочей смеси. Внешними признаками, моментально сигнализирующими о работе двигателя на богатой смеси, являются густой дым, выходящий из глушителя шума выпуска, и вспышки ("выстрелы”) в корпусе глушителя. В этом случае вспышек в карбюраторе не происходит, но в цилиндрах двигателя слышны глухие стуки. При работе на богатой смеси двигатель тоже плохо набирает обороты. Как при работе на бедной, так и при работе на богатой смеси (не путать с обогащенной смесью) двигатель заметно снижает мощность.

Обогащение рабочей смеси обычно на всем диапазоне оборотов коленчатого вала двигателя могут вызвать следующие причины:

1. Переполнение поплавковой камеры (а следовательно, и дозирующих систем карбюратора) топливной смесью из-за нарушения работы клапана поплавка. Это может быть следствием: а) попадания мусора (ворсинок и т. п.) между иглой поплавка и гнездом в крышке поплавковой камеры; б) увязания нижнего конца иглы поплавка в смолистых отложениях, образовавшихся после многомесячного хранения мотоцикла; в) износа иглы поплавка и гнезда в крышке поплавковой камеры; г) нарушения герметичности поплавка.

Переполнение поплавковой камеры карбюратора топливом определяется при внешнем осмотре карбюратора. Топливо, вытекающее из-под крышки поплавковой камеры, а также находящееся в углублении картера под карбюратором, сигнализирует о переполнении поплавковой камеры. Для выяснения и устранения причины, вызвавшей переполнение, нужно снять крышку поплавковой камеры. При загрязнении поплавковой камеры карбюратор следует снять и промыть. Изношенные детали нужно заменить.

Нарушение герметичности поплавка может обнаружиться в местах пайки. Оно определяется (встряхиванием) по наличию внутри поплавка топлива. Для удаления из поплавка топлива его надо поместить в кипящую воду и держать отверстием вверх до полного выпаривания топлива. Затем отверстие нужно аккуратно, не увеличивая веса поплавка, запаять.

2. Повышенное сопротивление воздухофильтра. Воздухофильтр плохо пропускает воздух, если он забит пылью и другими частицами в результате длительной эксплуатации без очистки или в результате езды по пыльным дорогам. Причем при езде по пыльным дорогам и во время цветения тополя воздухофильтр может быть забит уже через несколько часов так, что двигатель будет работь на переобогащенной смеси.

Загрязненный сетчатый контактно-масляный воздухофильтр необходимо промыть и пропитать вязким маслом. В дороге это можно сделать, используя топливную смесь из бака мотоцикла и масло, залитое в коробку передач. Масла для смазки фильтра нужно не более 30-40 см3. Смазка коробки передач в этом случае не нарушится.
Бумажный микрофильтр при засорении следует вытряхнуть.

Перечисленные признаки нарушения смесеобразования появляются при резком обеднении или обогащении рабочей смеси. Небольшие отклонения от нормы в составе рабочей смеси обнаруживаются при проверке состояния электродов и изолятора свечи.

5.Самому

6. Последовательность проверки и регулировки зазора между колодками и тормозными барабанами  Схема регулировки зазора между колодками и тормозным барабаном

 

А – регулировочные эксцентрики передних колодок;
В – регулировочные эксцентрики задних колодок;

S – левое колесо;
d – правое колесо. Верхними стрелками показано направление движения автомобиля

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Нажмите на педаль тормоза с усилием 98–117 (10–12 кгс), чтобы обеспечить плотное прилегание колодок к барабану.

2. Удерживая колодки в этом положении, поверните за шестигранные головки эксцентрики А и В (см. рис. Схема регулировки зазора между колодками и тормозным барабаном) в указанном направлении до их соприкосновения с колодками.

3. Отпустите педаль и поверните регулировочные эксцентрики в обратном направлении примерно на 10°.

4. Резко нажмите на педаль тормоза 3–4 раза и при отпущенной педали, вращением вывешенных колес, проверьте отсутствие задевания колодок за барабан.

5. Проверьте при пробном выезде эффективность действия тормозов, величину свободного и полного хода педали тормоза.

6. Необходимо проехать 5–7 км, не пользуясь тормозами, и, остановившись, на ощупь убедиться в том, что тормозные барабаны не нагреваются. При сильном нагреве барабанов повторите регулировку.

7. Если не удается установить необходимый зазор между колодками и барабаном, замените тормозные колодки и вновь отрегулируйте зазор.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz