Главная
19:33
Билет №30

1 .  привод насоса гидроусилителя руля

Насос гидроусилителя рулевого управления КамАЗ с бачком установлен в развале блока цилиндров. Привод насоса шестеренчатый, от блока распределительных шестерен. Шестерня 1 закреплена на валу 5 насоса шпонкой 6 и гайкой 2 со шплинтом

Насос лопастного типа, двойного действия, т. е. за один оборот вала совершаются два полных цикла всасывания и два нагнетания. В роторе 38 насоса имеются пазы, в которых перемещаются лопасти 33. Ротор установлен внутри статора на валу 5 насоса на шлицах; посадка ротора на шлицах свободная.

Положение статора 35 относительно корпуса 37 насоса фиксировано, т. е. направление стрелки на статоре совпадает с направлением вращения вала насоса.

При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего по каналам в распределительном диске 32 под лопасти насоса. Между лопастями образуются полости переменного объема, которые заполняются маслом, поступающим из полостей всасывания распределительного диска. В полости всасывания масло поступает из полости корпуса 37 насоса по каналам в статоре 35. При уменьшении межлопастного объема масло вытесняется в полость нагнетания по каналам в распределительном диске 32.

Торцовые поверхности корпуса и распределительного диска тщательно отшлифованы. Наличие на них, а также на роторе, статоре и лопастях забоин, заусенцев и т. п. недопустимо.

На насосе установлен бачок 22 для масла, закрытый крышкой 20, которая закреплена болтом 16. Под ним установлены шайба 15 и резиновое кольцо 17, которое вместе с резиновой прокладкой 21 уплотняет внутреннюю полость бачка. В крышку бачка ввернут предохранительный клапан 19, ограничивающий давление внутри бачка. Все масло, возвращающееся из гидроусилителя в насос, проходит через расположенный внутри бачка сетчатый фильтр 23.

Насос имеет комбинированный клапан, расположенный в крышке 30 насоса. Этот клапан состоит из двух клапанов — предохранительного и перепускного. Первый, помещенный внутрь второго, ограничивает давление масла в системе (75—80 кгс/см2), а второй — количество поступающего масла, подаваемого насосом к гидроусилителю при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя.


Рис. 91. Насос гидроусилителя рулевого управления КамАЗ:

1 — шестерня привода; 2 — гайка крепления шестерни; 3 — шплинт; 4, 15 и 27 — шайбы; 5 — вал насоса; 6 — сегментная шпонка; 7 — упорное кольцо; 8 — шарикоподшипники; 9 — маслосгонное кольцо; 10 — упорное кольцо; 11 — сальник; 12 — игольчатый подшипник; 13 — пробка заливной горловины; 14 — заливной фильтр; 16 — болт; 17, 34 и 36 — уплотнительные кольца; 18 — стойка фильтра; 19 — предохранительный клапан; 20 — крышка бачка с пружиной; 21 — уплотнительная прокладка крышки; 22 — бачок насоса 23 — сегментный фильтр; 24 — коллектор насоса; 25 — трубка бачка; 26 — штуцер; 28 — прокладка коллектора; 29 — уплотнительная прокладка; 30 — крышка насоса; 31 — перепускной клапан в сборе с предохранительным клапаном; 32 — распределительный диск; 33 — лопасть насоса; 35 — статор насоса; 37 — корпус насоса; 38 — ротор насоса; 39 — шарик; К — калиброванное отверстие.

Перепускной клапан работает следующим образом.

С увеличением подачи масла в систему гидроусилителя (в результате повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя) разность давлений в полости нагнетания насоса и линии нагнетания гидроусилителя за счет сопротивления отверстия К возрастает, а следовательно, увеличивается и разность давлений на торцах перепускного клапана. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается, и клапан, перемещаясь вправо, сообщает полость нагнетания с бачком. Таким образом, дальнейшее увеличение поступления масла в систему почти прекращается.

Для предотвращения шума при работе и уменьшения износа деталей насоса при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя масло, которое перепускается клапаном 31, принудительно направляется обратно в по­лость корпуса насоса и каналы всасывания. Для этой цели служит коллектор 24, у которого внутренний канал, сообщающийся с полостью перепускного клапана, имеет малое проходное сечение, которое дальше расширяется. Это приводит к резкому увеличению скорости потока масла, перепускаемого во всасывающую полость корпуса, и создает некоторое повышение давления на всасывании.

 

Радиатор, предназначенный для охлаждения масла, в системе гидроусилителя рулевого управления, представляет собой алюминиевую оребренную трубу, установленную перед масляным радиатором системы смазки двигателя.

Масло от рулевого механизма к радиатору и.от радиатора к насосу подводится по резиновым шлангам.

2 . устройство и работа стартера

тартер – устройство необходимое для того, чтобы завести автомобиль. Естественно, он есть в любом автотранспорте. Но как он работает?

Принцип работы стартера не слишком сложен. Весь процесс построен на взаимодействии трех основных его узлов. Каждый узел связан с последующим и выполняет свои отдельные функции. Электродвигатель, шестеренчатый привод и обгонная муфта – вот те три самых функционально важных для работы стартера узла. Как четвертый элемент необходимо еще наличие втягивающего реле с приводом на электродвигатель и бендикс. Без этого реле не произойдет пуска двигателя. Как же именно работают все эти элементы во взаимосвязи?

Для нас процесс выглядит очень просто – достаточно повернуть ключ в зажигании автомобиля. Но на самом деле в этот момент происходит десяток сложных процессов, результат которых мы ежедневно ощущаем, заводя собственный автомобиль. Попробуем в них разобраться. 

При повороте ключа в зажигании в стартер от аккумулятора поступает ток. Ток образует магнитное поле, которое приводит в движение другой элемент стартера – якорь реле. Якорь реле, в свою очередь, заставляет двигаться обгонную муфту, которая сцепляется с зубчатым венцом маховика. После этого электричество поступает и на электродвигатель. Новое электромагнитное поле, образованное электродвигателем приводит в одновременное движение не только якорь стартера, но и внешнее кольцо обгонной муфты со ступицей. Именно в этот момент и происходит пуск двигателя. После того, как это происходит, частота вращения шестерни становится больше частоты вращения якоря и вся эта, еще вращающаяся, конструкция переходит в широкую часть паза внешнего кольца. При вращении всех элементов в этой части стартера сам якорь не увлекается и происходит размыкание электрической цепи. Якорь и все остальные элементы возвращаются в исходные положения. Именно такие процессы происходят при повороте ключа в зажигании автомобиля, и знать их необходимо для правильной диагностики неполадок механизма зажигания.

Неисправность       Причина поломки         Устранение или предотвращение

Стартер не включается     Нарушение контакта в цепи питания стартера вследствие коррозии или слабой затяжки наконечников проводов                Осмотреть цепь питания стартера,зачистить и подтянуть все клеммы

Неисправность реле стартера (обрыв обмоток, заедание, смещение контактного диска)        Проверить работу реле стартера и устранить неисправность

Короткое замыкание в обмотке стартера              Отремонтировать или заменить стартер

Отсутствие надёжного контакта во включателе зажигания          Проверить включатель зажигания. При необходимости заменить контактную часть включателя

При включении стартера коленвал двигателя проворачивается медленно, с небольшой частотой вращения  Масло в картере двигателя не соответствует по вязкости сезону     Заменить масло рекомендуемым для данного сезона

Разряд или неисправность аккумулятороной батареи   Проверить аккумулятор, зарядить или заменить

Окисление выводов и наконечников проводов аккумуляторной батареи          Отсоединить наконечники, аккуратно очистить, вновь установить и смазать чистым техническим вазелином

Нарушение контакта щёток и слабая затяжка наконечников проводов                Снять и разобрать стартер. Прочистить коллектор, заменить щётки, отрегулировать натяжение пружин щёток

Якорь стартера вращается, но стартер не проворачивает коленчатый вал         Пробуксовка муфты свободного хода привода стартера           Заменить привод стартера

Привод туго ходит по винтовой нарезке вала      Промыть нарезку вала и смазать моторным маслом

При включении стартера слышен скрежет шестерни стартера, которая не входит в зацепление       Забоины в зубьях венца маховика      Устранить забоины заправкой повреждённых зубьев

Неправильная регулировка хода шестерни привода и момента замыкания контактов включателя       Отрегулировать ход шестерни привода и момент замыкания контактов тягового реле

Ослабление буферной пружины привода стартера         Заменить пружину

Стартер после пуска двигателя не отключается Заедание привода на валу якоря или спекание контактов тягового реле         Остановить двигатель, снять и разобрать стартер и устранить причину заедания

Заедание в замке зажигания          Замок заменить

Замыкание в обмотке реле стартера        Заменить реле стартера

Чрезмерный шум стартера во время движения Износ подшипников    Заменить подшипники

Выход шестерни привода из зацепления с зубчатым венцом с запаздыванием              Проверить работу привода и устранить неисправность

Ослабление крепления стартера               Закрепить стартер

Ослабление крепления полюса стартера (якорь задевает за полюс)    Затянуть винт крепления полюса

3 . Перестановка покрышек

Периодическая перестановка шин является важной частью их технического обслуживания. Основным назначением регулярной перестановки шин является достижение более равномерного износа всех шин на автомобиле. Если в документации владельца на автомобиль не указываются периодичность перестановки или схема такой перестановки, переставляйте шины на своем автомобиле, по меньшей мере, через каждые 10 тыс. км и придерживайтесь при этом одной из предлагаемых внизу схем перестановки.


 4 .

  Перевозка грузов автомобильным транспортом – задача непростая и требует не только высокой квалификации водителя, но и слаженной работы сотрудников склада. От правильности крепления в автомобиле, зависит целостность груза в процессе перевозки. Незакрепленный должным образом груз во время транспортировки может смещаться, что, в свою очередь, зачастую приводит к повреждению груза, потере товарного вида и появлению брака. В свою очередь доставка заказчику поврежденного груза, выливается для грузоперевозчика в конкретные цифры возмещения ущерба. Для того, чтобы перевозка груза прошла без ущерба, необходимо уделить должное внимание надежному закреплению груза внутри грузового транспорта. Существует несколько основных способов крепления груза с использованием различных специальных технологий и применением подручных материалов.

 Крепление груза стяжными ремнями (рэтчетами)


Крепление груза с помощью воздушных пакетов


5 . Что должно быть в авто аптечке? 

 С тем, что хранить в своей домашней аптечке каждая хозяйка разбирается по-своему. А вот с тем, что должно быть в аптечке у женщины-водителя, могут возникнуть проблемы. Поэтому, милые девушки, мы решили на всякий случай напомнить, какие лекарственные средства и препараты обязательно должны находиться у Вас в машине.  Кстати, содержимое автомобильной аптечки прописано законодательно и освещается государственным стандартом Украины «Аптечка медицинская автомобильная». 

 Существуют два вида автомобильной аптечки в зависимости от количества пассажиров в салоне авто: до восьми или выше восьми человек (причем, в двух случаях водитель не берется в счет). Отличаться аптечки будут лишь количеством мед. препаратов и приспособлений.

 Сначала приведем перечень средств, которые должны входить в так называемый «эксплуатационный» пакет автомобильной аптечки, которые считаются наиболее часто применимыми:

       1. Средства для остановки кровотечения:

            ·        Нестерильный бинт – 2 упаковки;

            ·        Стерильные марлевые салфетки среднего размера – 1 уп.;

            ·        Нестерильная вата – 1 шт;

            ·        Лейкопластырь размером от 5см х5 м;

 Случайный порез – и рана Вас не беспокоит.2.      Антисептические средства:

·        5-процентный йодированный раствор – 1 флакон;

·        3-% перекись водорода.

 В случае возникновения кровотечения лучше сразу продезинфицировать, ведь собираемая в и на машине пыль и грязь не несет ничего хорошего.

     Также: 1 шприц-тюбик с 20% сульфатом натрия.

 Кроме того, не забудьте в эту аптечку положить анальгетик, который быстро снимет болевые ощущения, чтобы даже элементарная головная боль не отвлекала Вас от ситуации на дороге.

Все остальные медицинские препараты соберите по собственному усмотрению.

 Но это еще не все – есть еще второй набор автомобильной аптечки, который назван «аварийным». В него входят средства для оказания первой, экстренной медицинской помощи для:

 1. Остановки кровотечения:

 Жгут для остановки кровотечения – 1 шт;

 Стерильный бинт (10х5 см) – 1 упаковка;

 Салфетки с хлоргексидом (или аналог) №1 – 2 упаковки;

 Салфетки кровоостанавливающие с фурагеном  (или аналог) – 2 упаковки;

 1 стерильный пакет для  перевязки. 

 2. Обезболивающие препараты:

1 шприц-тюбик бутарфанолу тартрат (0.2% - 1 мл);

 Как понимаете, это очень сильное обезболивающее, которое используется в экстренных случаях.

            Дополнительно:

    Ножницы с тупыми концами. Могут понадобиться при наложении жгута и бинта, когда от острых никакого толка не будут, а тупыми Вы сможете захватить необходимую области и крепко поддерживать.

     Блокнот с шариковой ручкой. Не стоит зря смеяться! Ведь ручка и кусочек бумаги необходимы, когда накладывается жгут для остановки кровотечения. На бумаге записывается точное время наложения, затем записка кладется под жгут. Это дает возможность во время перевязать жгут или перевязать место кровотечения, в противном случае у человека начинается застой крови.

       3. Средства для наложения повязок при травмах, ушибах и поломах и т.д.: 

              ·        Медицинская косынка для перевязки 150х50 см – 3 шт.

               ·        Пленка-клапан для проведения искусственной вентиляции легких (при сильных травмах, когда в легкие престает поступать воздух)

 Хочется Вам пожелать, чтобы Вы никогда не заглядывали ни в одну из этих аптечек, но, все же, не пренебрегайте их наличием в автомобиле.

6 . как проверить исправность топливного насоса

 Прежде всего следует осмотреть топливный насос снаружи и проверить, не вытекает ли топливо из него. Выход топлива указывает на повреждение диафрагмы топливного насоса или на отсутствие герметичности в соединении ее со штоком. При этом следует восстановить герметичность соединения. Для этого необходимо частично разобрать топливный насос, сняв верхнюю часть корпуса топливного насоса, и подтянуть крепление диафрагмы на штоке.

 Пришедшую в негодность диафрагму необходимо заменить новой.

 Если нет новой диафрагмы, то можно временно восстановить работоспособность топливного насоса, установив между дисками разорванной диафрагмы 2-3 слоя полиэтиленовой пленки.

 При подтекании топлива между составными частями топливного насоса следует равномерно затянуть соединительные винты, а при необходимости заменить уплотнительную прокладку, которая одновременно является сетчатым фильтром, сняв крышку насоса.

 Исправность топливного насоса можно проверить, закрыв пальцем впускной штуцер топливного насоса. Если насос исправен, то при движении его рычага ручной подкачки должно ощущаться втягивание пальца внутрь.

 Работоспособность топливного насоса можно также проверить выкачиванием топлива из отдельной емкости. Для этого необходимо впускной штуцер топливного насоса плотно соединить с одним концом резинового (дополнительного) шланга, а второй опустить в емкость с топливом. Привести в действие насос рычагом ручной подкачки. Если топливо будет хорошо выталкиваться из выпускного штуцера сильной пульсирующей струей, значит топливный насос исправен.

 Иногда при проверке топливного насоса из выпускного штуцера выходит слабая струя топлива. Чаще всего это происходит из-за осмоления и залипания впускного и выпускного клапанов и сетчатого фильтра топливного насоса, потери упругости пружины диафрагмы и, как уже указывалось, при повреждении диафрагмы, подсосе воздуха, подтекании топлива, износе рычага привода топливного насоса.

 В таком случае лучше всего снять насос с двигателя (насос крепится к блоку цилиндров двумя гайками на шпильках) и разобрать его, промыть и очистить клапаны и сетчатый фильтр. При необходимости заменить неисправные детали.

 Если при продувке воздухом топливопровода, идущего к топливному

 баку, бурления топлива в топливном баке не слышно, это свидетельствует о засорении топливопровода, соединяющего топливный бак с топливным насосом. Зимой это, вероятнее всего, может быть в результате замерзания воды в топливопроводе. Чтобы прогреть топливопровод, можно использовать обычную водяную грелку или обтирочные концы, смоченные горячей водой.

 Если же бурления топлива в топливном баке при его продувке воздухом нет, то это свидетельствует о засорении сетчатого фильтра топливного бака, замерзании воды в его приемной трубке или о наличии большого количества отстоя в нижней части топливного бака. При этом необходимо удалить отстой через сливное отверстие и промыть топливный бак бензином. При заправке топливного бака из канистр, бочек и т. п. надо обращать особое внимание на чистоту топлива и принимать необходимые меры для предотвращения попадания в топливный бак воды, грязи, пыли.

 На автомобиле ВАЗ 2108 "Жигули” между топливным насосом и топливным баком устанавливают фильтр тонкой очистки топлива. При засорении его фильтрующего элемента нужно снять фильтр, разобрать, промыть в чистом неэтилированном бензине или в горячей воде его фильтрующий элемент и продуть сжатым воздухом. При повреждении уплотнительной прокладки отстойника фильтра тонкой очистки топлива ее следует заменить.

 Если установлено, что система питания двигателя исправна а двигатель все же не удается завести необходимо проверить систему зажигания.

 О порядке поиска неисправностей в системе зажигания рассказывается ниже.

Сделать бесплатный сайт с uCoz