1. Назначение, устройство поршня, поршневых колец, поршнего пальца, шатуна, коленчатого вала.
Поршень воспринимает давление газов в цилиндре во время рабочего хода и выполняет вспомогательные такты (впуск, сжатие и выпуск).
УСТРОЙСТВО ПОРШНЯ 1. Днище 2. Юбка 3. Бобышки 4. Проточки под кольца 5. Отверстия для отвода масла от маслосъёмного кольца 6. Отверстие под поршневой палец 7. Тепловая прорезь (на некоторых поршнях) 8. Камера сгорания (если она выполнена в поршне) 9. Метки размерной группы 10. Метка направления (для установки поршня) |
Поршневые кольца двигателя предназначены для предотвращения утечки газа через тепловой зазор, который должен быть оставлен между цилиндром и поршнем для обеспечения свободного хода.
Поршневой палец служит для шарнирного, подвижного, соединения поршня с шатуном.
Он выполнен в виде пустотелого цилиндра.
Шатун предназначен для передачи усилия от поршня к коленчатому валу, при основном такте (рабочий ход), и для передачи усилия от коленчатого вала поршню при вспомогательных тактах.
1. Верхняя головка шатуна 2. Нижняя головка шатуна 3. Шейка шатуна 4. Подшипник скольжения (втулка) 5. Болты 6. Крышка шатуна В верхнюю головку стального шатуна запрессовывается бронзовая втулка — подшипник скольжения (4). В верхней точке шатуна имеется отверстие, по которому подается смазка, для смазки пары палец — шатун. В некоторых мощных дизелях смазка пальца происходит через канал в шейке, который соединяет смазывающую полость нижней головки шатуна с верхней. Шейка шатуна (3) имеет двутавровое сечение, благодаря которому снижается масса шатуна без уменьшения прочности шейки. Нижняя головка разъемная для установки шатуна на коленчатый вал. Устанавливается шатун на колечатый вал через подшипники скольжения вкладыши. На некоторых двигателях через подшипники качения. |
Коленчатый вал предназначен для передачи усилия от шатуна на трансмиссию, преобразования сложного движения шатуна во вращательное. А также обеспечивает движение поршней во вспомогательных тактах. Устройство:
1. Коренные шейки
2. Шатунные шейки
3. Противовесы
4. Щечки
5. Хвостовик
6. Фланец (для установки маховика)
7. Каналы для подвода масла
8. Грязевые камеры
9. Полукольца
Коренные шейки крепится к картеру двигателя, они являются опорными. На шатунные шейки устанавливаются шатуны. Для устранения дисбаланса от вращения неуравновешенных масс шатуна и шатунных шеек с противоположной стороны установлены противовесы. Через каналы к шейкам подается масло из системы смазки. Грязевые камеры (8) улавливают продукты износа, за счет центробежных сил. Полукольца (9) фиксируют коленчатый вал от осевых перемещений. Щечки соединяют коренные и шатунные шейки. На хвостовик (5) устанавливают шестерни шкивы для привода различных механизмов и систем
2. Устройство и работа привода сцепления, его регулировка.
Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок. Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач
Однодисковое сцепление имеет следующее устройство:
· маховик;
· картер сцепления;
· нажимной диск;
· ведомый диск;
· диафрагменная пружина;
· подшипник выключения сцепления;
· муфта выключения;
· вилка сцепления.
Маховик устанавливается на коленчатом вале двигателя. Он выполняет роль ведущего диска. На современных автомобилях применяется, как правило двухмассовый маховик.
В картере сцепления размещаются конструктивные элементы сцепления. Картер сцепления крепиться болтами к двигателю
Нажимной диск (обиходное название - корзина сцепления) прижимает ведомый диск к маховику и при необходимости освобождает его от давления. Он оснащен диафрагменной пружиной.
Диафрагменная пружина представляет собой металлические упругие лепестки, закрепленные по окружности нажимного диска.
Ведомый диск располагается между маховиком и нажимным диском. Ступица ведомого диска соединяется шлицами с первичным валом коробки передач и может перемещаться по ним. На ведомом диске с двух сторон установлены фрикционные накладки. Для обеспечения плавности включения сцепления в ступице ведомого диска размещены демпферные пружины.
Подшипник выключения сцепления (обиходное название выжимной подшипник) воздействует на лепестки диафрагменной пружины. Подшипник располагается на муфте выключения.
Перемещение муфты с подшипником обеспечивает вилка сцепления
Принцип работы сцепления
Однодисковое сухое сцепление постоянно включено.
При нажатии на педаль сцепления привод сцепления перемещает вилку сцепления, которая воздействует на подшипник сцепления. Подшипник нажимает на лепестки диафрагменной пружины нажимного диска. Лепестки диафрагменной пружины отводят нажимной диск от ведомого диска. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается.
При отпускании педали сцепления диафрагменная пружина приводит нажимной диск в контакт с ведомым диском и через него в контакт с маховиком. Крутящий момент за счет сил трения передается от двигателя к коробке передач.